texnic (texnic) wrote,
texnic
texnic

Categories:

Небольшой обзор армянских монастырей

Сложно собрать достаточно информации и рассказывать отдельно про каждую церковь или монастырь, поэтому проведу небольшой дайджест по тем, что довелось увидеть мне. Напомню, что особняком всё-таки стоит подземный храм дедушки Левона, про который я писал не так давно.

Армения — первая страна в мире, принявшая христианство. Это произошло в 301 году, на несколько десятилетий раньше Грузии и Византийской Империи и на почти 7 веков раньше Киевской Руси.

Первая увиденная мною армянская церковь в живую была в Вагаршапате (Эчмиадзине). Я въехал в город со стороны аэропорта в свой первый день в Армении и через несколько сот метров увидел церковь св. Рипсиме, которая была построена в 618 году. Кстати, несмотря на сходство большинства армянский церквей между собой, эта мне понравилась больше других.

На ступенях на фоне гор сидела бабушка и грелась на солнце, напротив сидели охранники. В целом, было очень малолюдно. 28 января — день армянской армии, государственный праздник.

Спустя ещё несколько сот метров находится церковь св. Шогакат, построенная «всего лишь» в XVII веке. Она плохо видна с дороги, поэтому легко можно проехать мимо. Небольшая, аккуратная, тоже смотрится очень выигрышно.

На её стенах, как и на колоннах Персеполиса, путешественники прошлых времён оставляли свои автографы. Особенно много их приходится на конец 40-х годов прошлого века.

Около входа находится могила Авраама III, католикоса всех армян.

Однако Вагаршапат в основном привлекает за счёт своего кафедрального собора, впервые построенного в 303 г., когда Вагаршапат был столицей Великой Армении. В дальнейшем, разумеется, он не раз реконструировался. Этот монастырь является историческим центром армянской апостольской церкви. Сейчас здесь находится резиденция каталикоса всех армян.

Неизвестный художник рисует картину. По-моему, он немного увлёкся в придумыванием деталей, которых нет.

Зайдём внутрь. В армянских церквях, как и во многих других, весьма демократичная обстановка. Женщинам, хоть и положено покрывать голову, некоторые этого не делают. Знак «фотографировать нельзя», конечно, висит, но никто ругать за съёмку не будет.

В который раз убеждаюсь, что более старпёрской церкви, чем русская православная, не существует. Мусульмане фотографируются внутри своих мечетей на мобильный телефон, ещё и со вспышкой, армянки не покрывают голову, европейцы разговаривают внутри церквей по мобильному телефону,  а в процессии в польском костёле в Сербии один из священников нёс видеокамеру. В русской же православной церкви любое неверное движение вызовет праведный гнев сотен набожных бабок.

Что ещё у нас могли бы позаимствовать у той же Сербии или Армении, так это как ставить свечки: они ставятся в ёмкость, заполненную песком или со специальными отверстиями, залитыми водой. Очень удобно, что не надо оплавлять обратный конец, чтобы свечка держалась, огарки легко убирать и весь подсвечник не залит тоннами абсолютно безобразного по виду расплавленного воска. Кстати, в армянских церквях почти нет иконопочитания и разных мест, чтобы ставить свечи за здравие и за упокой.

Но, поедем дальше. По дороге на Гюмри есть указатель на место, откуда можно наблюдать руины древнего города Ани, ныне находящегося на турецкой территории, а в годы советской власти его посещение регулировалось специальными соглашениями. Отсюда кроме древнего города видна и одинокая армянская церковь, сейчас находящаяся в Турции. Буду в тех краях — постараюсь подъехать поближе. Граница-то вот она.

Собор в Гюмри, Yot Verq. По архитектуре отличается от других армянский церквей, но всё равно является армянской.

На этом фотографии, сделанные в первый день и, соответственно, в солнечную погоду, заканчиваются. На следующий день я сначала доехал до Гегарда. Здесь осенью проводят единственные в христианских церквях жертвоприношениях. Священник освящает барана, которого приносят в жертву в ознаменование хорошего урожая. После мясо варят и небольшими кусочками раздают нуждающимся и туристам.

Про озеро Севан и монастыри на нём я уже чуть-чуть рассказывал, только фото (Айраванк и Севанаванк):

На третий день мы направились в Хор Вирап и Нораванк. В хорошую погоду здесь открывается изумительный вид на Арарат. Нам он тоже был чуть-чуть виден, но на фото его уже не разглядеть.

Хор Вирап на армянском означает «глубокая яма». Здесь святой Григорий провёл в заточении 13 лет, прежде чем излечил от роста свиных ушей за грехи свои тогдашнего царя Армении Трдата III. Сразу после этого Трдат принял христианство и обратил в христиан всех армян. Правда, не все языческие обряды удалось искоренить, как, например, жертвоприношения, о которых я написал чуть выше. Ну, так и везде: Масленица, Иван Купала тоже ничуть не христианские праздники.

Было воскресенье, в церкви проводилась служба. Как видно, интерьер армянских церквей весьма скромен. Не так давно внутри начали появляться лавочки, как у католиков.

Армянская церковь на протяжении долгих веков выполняла не только религиозные, но и социальные и государственные функции. С потерей армянами своей государственности, церковь позволила армянам, находящимся под властью других народов, сохранить свою культуру. В церковь приходили не только молиться, но и обмениваться новостями, просто общаться.

Отсюда видно 4 страны: Армению, Турцию, Азербаджан (Нахичевань) и Иран. Граница между Арменией и Турцией проходит в нескольких стах метров.

Норванк находится приблизительно в часе езды. Поворот хорошо обозначен, проехать сложно. Дорога до монастыря проходит через живописное ущелье, где на скалах проходили чемпионаты СССР по скалолазанию.

Нораванк означает «новый монастырь», но новый он с большой натяжкой: был основан в XIII веке. Воссоздан уже в советское время, так как долгое время находился в состоянии руин. Весьма любопытно, что в Армении в годы советской власти не было гонений на религию, и монастыри не разрушались, а восстанавливались.

Монастырь любопытен тем, что одна из церквей несёт на себе уникальный барельеф — единственное в христианской архитектуре изображение Бога-Отца, держащего в руках голову то ли Адама, то ли Иоанна-Крестителя. Слева от него — голубь, символ Святого духа, а справа — распятый Иисус.

Вообще, красивое место.

На четвёртый день был сильный туман, помимо церкви св. Месропа Маштоца в Ошакане, фотографии которой невыразительны вообще, мы доехали до монастыря Сагмосаванк, находящегося на краю живописного ущелья. Но, повторюсь, был сильный туман…

В пятый день был храм дедушки Левона, а в последний — монастырь в Цахкадзоре. Здесь мы пробыли минут десять, а потом очень сильно замёрзли на канатной дороге на горнолыжном курорте. Фотоальбом из Цахкадзора можно посмотреть на Турбине.ру.

Вот такой дайджест получился.

 
Tags: armenia, Армения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments